Дети с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с п.5 ст. 5 закона РФ «Об образовании» «… в целях реализации права каждого человека на образование… создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».
В Западном образовательном округе функционируют 2 центра психолого-педагогической, медицинской помощи:
- Государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации» г.о. Сызрань, расположенное по адресу446008, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Киевская, 5. Тел. 99-92-62.
- Государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» г.о. Сызрань Самарской области (далее по тексту – Центр диагностики и консультирования), расположенное по адресу: 446026, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, 24а. тел. 37-58-65.
Целью деятельности центров является преодоление трудностей обучающихся в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации посредством осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; обеспечение психолого-педагогических условий реализации основных общеобразовательных программ.
В Центре диагностики и консультирования функционируют следующие структурные подразделения:
- Психолого – медико - педагогическая комиссия (ПМПК) создана с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и психическом развитии (или) отклонениями в поведении; проведения их комплексного психолого- медико- педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого- медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Заседания ПМПК проводятся ежедневно по адресу: г. Сызрань, ул. Гидротурбинная 24-а. Ежегодно за диагностической, консультационной и коррекционной помощью специалистов комиссии обращается до четырех тысяч населения Западного образовательного округа.
- Служба ранней помощи – для оказания комплексной помощи семьям с детьми раннего возраста, где реализуются индивидуально-ориентированные программы социально-педагогической направленности. Служба ранней помощи обеспечивает системный комплексный подход к проведению диагностики, абилитации и реабилитации детей в возрасте от рождения до 4-х лет группы биологического и социального риска. Раннее выявление проблем развития ребенка и своевременное начало коррекционной работы дает возможность предупредить выявление вторичных отклонений в развитии, обеспечивают максимальную реализацию реабилитационного потенциала. центры).
Коррекционно - развивающие группы являются преемственным звеном в сопровождении детей с проблемами в развитии на следующим возрастном этапе.
- младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи, препятствующие успешному освоению образовательных программ. Занятия со школьниками проводятся в индивидуальной и групповой форме во внеурочное время, с учетом работы учреждения.
- дошкольного возраста с нарушениями устной речи (дети с общим и нерезко выраженным недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи). Группа формируется по рекомендациям ПМПК из числа детей, не получающих коррекционную логопедическую помощь в дошкольных образовательных организациях. Прием в группу проводится в течение всего года по мере освобождения мест.
- для детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы; ЗПР; со сложной структурой дефекта. Занятия проводят педагоги- психологи и учителя-дефектологи. Занятия могут проводиться на базе Центра или в образовательных учреждения Западного образовательного округа.
Отдел организация специального образования оказывает методическую помощь педагогам Западного образовательного округа по вопросам специального и инклюзивного образования. В штате имеются 3 инструктора-методиста.
Статистика показывает, что за последние четыре года увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях по каждой территории и в целом по Западному управлению с 327 чел. до 561 чел.
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных организациях Западного образовательного округа, за 4 года
Территория
| 2012-2013 уч.г.
| 2013-2014 уч.г.
| 2014-2015 уч.г.
| 2015-2016 уч.г.
|
г. Сызрань
| 121 | 171 | 188 | 245 |
г. Октябрьск
| 72 | 79 | 95 | 110 |
Сызранский район
| 58 | 75 | 82 | 109 |
Шигонский район
| 76 | 70 | 89
| 97 |
Западное управление
| 327 | 395 | 454 | 561 |
ЦДиК | 143 | 144 | 119 | 100 |
Спецшкола | 6 | 5 | 9 | 13 |
Обучение детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья организовано как совместно с другими обучающимися, так и индивидуально в соответствии с медицинскими показаниями, рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
Количество детей –инвалидов, обучающихся в образовательных организациях Западного образовательного округа, за 4 года
Территория
| 2012-2013 уч.г.
| 2013-2014 уч.г.
| 2014-2015 уч.г.
| 2015-2016 уч.г.
|
г. Сызрань
| 137
| 136
| 132
| 127
|
г. Октябрьск
| 38
| 39
| 36
| 36
|
Сызранский район
| 16
| 18
| 20
| 22
|
Шигонский район
| 39
| 30
| 36
| 34
|
Западное управление
| 230
| 223
| 224
| 219
|
ЦДиК | 102
| 109
| 95
| 71
|
Спецшкола | 1
| 0
| 0
| 0
|
С 2010 года в образовательных учреждениях Западного управления организовано обучение детей–инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий. В 2015-2016 учебном году 39 детей-инвалидов обучаются в общеобразовательных организациях округа с использованием дистанционных образовательных технологий, в 2014-2015 учебном году таких детей было 49, в 2013-2014 учебном году - 56 чел., в 2012-2013 учебном году – 68 чел.
Организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволяет обеспечить доступ данной категории детей к образовательным и иным информационным ресурсам, способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, их успешной социализации и интеграции в общество.
Дистанционное обучение не является единственной формой проведения учебных занятий, полностью исключающей непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями). Используется сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Дети, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому посещают занятия и в кабинетах образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах). По возможности организуется участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
В рамках исполнения мероприятий целевой государственной программы «Доступная среда в Самарской области на 2011-2015 годы» в 2015 году за счет средств областного бюджета образовательным учреждениям были предусмотрены субсидии на организацию условий, направленных на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективности их реабилитации за счёт доступности образовательной среды: ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани, ГБОУ СОШ с. Усинское м.р. Сызранский, структурное подразделение «Детский сад № 9» ГБОУ СОШ № 9 г. Октябрьска и ГБПОУ «Губернский колледж г. Сызрани». На данные цели из средств федерального и областного бюджетов в 2015 году, в рамках исполнения мероприятий по целевой государственной программе «Доступная среда в Самарской области на 2011-2015 годы», было выделено финансирование на общую сумму 6 169,79 тыс. рублей. Выполнялись работы по реконструкции санузлов, входных групп, работы по устройству пандусов и ремонту поручней лестничных маршей. А также выполнялись работы по монтажу специального оборудования (беспроводной системы вызова помощи, светодиодной бегущей строки, тактильных табличек, табличек шрифтом Брайля, тактильных номеров и наклеек).
В 2014 году средства из областного бюджета выделялись средства ГБОУ СОШ № 6, ГБОУ СОШ № 14, ГБОУ СОШ № 29, ГБОУ ООШ № 39 г. Сызрани ГБОУ СОШ № 9 г. Октябрьска, ГБОУ СОШ пос. Варламово, Раменский филиал ГБОУ СОШ пос. Варламово м.р. Сызранский, ГБОУ СОШ с. Шигоны м.р. Шигонский. В данных образовательных организациях проводились работы по устройству пандусов и поручней. Также было приобретено диагностическое оборудование (для первичной и контрольной диагностики) для проведения психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья; мобильные комплекты аудиовизуальных и тактильных средств обучения для организации коррекционно-развивающих занятий для детей; коррекционно-развивающие программные комплексы для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию коррекции речи в образовательных учреждениях. Общая сумма мероприятий в 2014 году составила 9379,9 тыс. рублей.
В настоящее время формируется новая программа «Доступная среда в Самарской области на 2016-2020 годы», где будут определены приоритетные образовательные организации на 2016 год и последующие годы для выполнения мероприятий по созданию безбарьерной среды для детей с различными образовательными запросами и возможностями здоровья.
С 01.09.2016 г. вводится федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Западным управлением министерства образования и науки Самарской области разработан комплекс мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Кроме того, будет организована работа по реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
Дошкольное образование детей является важным этапом в развитии ребёнка, именно в это время происходит его формирование как личности, и в ребёнке закладываются те качества, которые позволят ему в дальнейшем стать успешным человеком в жизни.
Статья 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольное образование как самостоятельную ступень, а пункт 3 статьи 5 закона гарантирует его общедоступность и бесплатность.
Одной из самых актуальных задач является обеспечение доступности дошкольного образования. На решение этой задачи направлены усилия всех уровней власти.
Западным управлением совместно с органами местного самоуправления проводится комплекс мер, направленных на динамичное развитие сети дошкольных образовательных учреждений. Наряду с государственными образовательными учреждениями функционируют ДОУ министерства обороны и негосударственные ДОУ.
В 2015 году на территории Западного образовательного округа функционировали 89 структурных подразделений государственных бюджетных общеобразовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, 1 ведомственный детский сад министерства обороны РФ, 3 частных детских сада, 1 детский сад ФГБДОУ "Детский сад" Волжский утес".
На протяжении последних трех лет наблюдается увеличение количества воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с 975 человек в 2013 году до 1127 человек в 2015 году, а также детей-инвалидов.
В образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в 2015 году функционировало 506 групп, что на 10 групп больше по сравнению с 2014 годом.
Из общего количества групп функционируют 46 групп компенсирующей направленности, 3 группы комбинированной направленности, где осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, оказывается коррекционно-развивающая помощь и психолого-медико-педагогическое сопровождение: структурные подразделения, реализующие образовательные программы дошкольного образования «Детский сад № 19» ГБОУ СОШ № 2, «Детский сад № 56» ГБОУ СОШ № 4, «Детский сад № 1» ГБОУ СОШ № 5, «Детский сад № 4» ГБОУ ООШ № 7, «Детский сад № 16» ГБОУ СОШ № 9, «Детский сад № 13» ГБОУ СОШ № 12, «Детский сад № 55» ГБОУ СОШ № 19, «Детский сад № 57» ГБОУ СОШ № 21, «Детский сад № 44» ГБОУ СОШ № 22, «Детский сад № 10», «Детский сад № 40» ГБОУ СОШ № 29, «Детский сад № 3» ГБОУ СОШ № 30, «Детский сад № 22» ГБОУ СОШ № 33, «Детский сад № 64» ГБОУ ООШ № 34, «Детский сад № 8» ГБОУ ООШ № 39, Центр диагностики и консультирования г.о. Сызрань, «Детский сад № 2» ГБОУ ООШ № 2, «Детский сад № 10» ГБОУ СОШ № 11 г.о. Октябрьск.
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, являющихся воспитанниками структурных подразделений общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, Западного образовательного округа, за 3 года
Таким образом, образовательная сеть Западного образовательного округа позволяет предоставлять современное качественное образование детям с различными образовательными запросами и возможностями здоровья, реализовывать основополагающий принцип, закрепленный в п.8 ст.3 нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» – обеспечение права на образование « …в соответствии с потребностями личности: адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека».
Телефон горячей линии 98-52-51.Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ:
http://fgosreestr.ru/.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Приказ министерства образования и науки Самарской области от 27 июля 2005 г. № 82-од "Об утверждении положения об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области"
План мероприятий ("дорожная карта") Западного управления по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
СНиП 35-01-2001 (Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения)