ГЛАВНАЯ
Западное управление министерства образования и науки Самарской области
Дети с ограниченными возможностями здоровья


Дети с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с п.5 ст. 5 закона РФ «Об образовании» «… в целях реализации права каждого человека на образование… создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».

В Западном образовательном округе функционируют 2 центра психолого-педагогической, медицинской помощи:

  • Государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации» г.о. Сызрань, расположенное по адресу446008, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Киевская, 5. Тел. 99-92-62.
  • Государственное  бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» г.о. Сызрань Самарской области (далее по тексту – Центр диагностики и консультирования), расположенное по адресу: 446026, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, 24а. тел. 37-58-65.
Целью деятельности центров является преодоление трудностей обучающихся  в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации посредством осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; обеспечение психолого-педагогических условий реализации основных общеобразовательных программ.

В  Центре диагностики и консультирования функционируют следующие структурные подразделения:

  • Психолого – медико - педагогическая комиссия (ПМПК)  создана с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и психическом развитии (или) отклонениями в поведении; проведения их комплексного психолого- медико- педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого- медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Заседания ПМПК проводятся ежедневно по адресу: г. Сызрань, ул. Гидротурбинная 24-а. Ежегодно за диагностической, консультационной и коррекционной помощью специалистов комиссии обращается до четырех тысяч населения Западного образовательного округа.
  • Служба ранней помощи – для оказания комплексной помощи семьям с  детьми раннего возраста, где реализуются индивидуально-ориентированные программы социально-педагогической направленности.  Служба ранней помощи обеспечивает системный комплексный подход к проведению диагностики, абилитации и реабилитации детей в возрасте от рождения до 4-х лет группы биологического и социального риска. Раннее выявление проблем развития ребенка и своевременное начало коррекционной работы дает возможность предупредить выявление вторичных отклонений в развитии, обеспечивают максимальную реализацию реабилитационного потенциала. центры).
Коррекционно - развивающие группы являются преемственным звеном в сопровождении детей с проблемами в развитии на следующим возрастном этапе.

- младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи, препятствующие успешному освоению образовательных программ. Занятия со школьниками проводятся в индивидуальной и групповой форме во внеурочное время, с учетом работы учреждения.

-  дошкольного возраста с нарушениями устной речи (дети с общим и нерезко выраженным недоразвитием речи, фонетико-фонематическим  недоразвитием речи). Группа формируется по рекомендациям ПМПК из числа детей, не получающих  коррекционную логопедическую помощь в дошкольных образовательных организациях. Прием в группу проводится в течение всего года по мере освобождения мест.

- для детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы; ЗПР; со сложной структурой дефекта. Занятия проводят педагоги- психологи и учителя-дефектологи. Занятия могут проводиться на базе Центра или в образовательных учреждения Западного образовательного округа.

Отдел организация специального образования  оказывает  методическую помощь педагогам Западного образовательного округа по вопросам специального и инклюзивного образования. В штате имеются 3 инструктора-методиста.

Статистика показывает, что за последние четыре года увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях по каждой территории и в целом по Западному управлению с 327 чел. до 561 чел.

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных организациях Западного образовательного округа, за 4 года

Территория
2012-2013 уч.г.
2013-2014 уч.г.
 2014-2015 уч.г.
2015-2016 уч.г.
 г. Сызрань
 121 171 188 245
 г. Октябрьск
 72 79 95 110
 Сызранский район
 58 75 82 109
 Шигонский район
 76 7089
 97
 Западное управление
 327 395 454 561
 ЦДиК 143 144 119 100
 Спецшкола 6 5 9 13


Обучение детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья организовано как совместно с другими обучающимися, так и индивидуально в соответствии с медицинскими показаниями, рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

Количество детей –инвалидов, обучающихся в образовательных организациях Западного образовательного округа, за 4 года


Территория
2012-2013 уч.г.
2013-2014 уч.г.
 2014-2015 уч.г.
2015-2016 уч.г.
 г. Сызрань
137
136
132
127
 г. Октябрьск
38
39
36
36
 Сызранский район
16
18
20
22
 Шигонский район
39
30
36
34
 Западное управление
230
223
224
219
 ЦДиК102
109
95
71
 Спецшкола1
0
0
0

С 2010 года в образовательных учреждениях Западного управления организовано обучение детей–инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий. В 2015-2016 учебном году 39 детей-инвалидов обучаются в общеобразовательных организациях округа с использованием дистанционных образовательных технологий, в 2014-2015 учебном году таких детей было 49, в 2013-2014 учебном году - 56 чел., в 2012-2013 учебном году – 68 чел.

Организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволяет обеспечить доступ данной категории детей к образовательным и иным информационным ресурсам, способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, их успешной социализации и интеграции в общество.

Дистанционное обучение не  является единственной формой проведения учебных занятий, полностью исключающей непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями). Используется  сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Дети, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому посещают занятия и в кабинетах образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах).     По возможности организуется участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

В рамках исполнения мероприятий целевой государственной программы «Доступная среда в Самарской области на 2011-2015 годы» в 2015 году за счет средств областного бюджета образовательным учреждениям были предусмотрены субсидии на организацию условий, направленных на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективности их реабилитации за счёт доступности образовательной среды: ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани, ГБОУ СОШ с. Усинское м.р. Сызранский, структурное подразделение «Детский сад № 9» ГБОУ СОШ № 9 г. Октябрьска и  ГБПОУ «Губернский колледж г. Сызрани». На данные цели из средств федерального и областного бюджетов в 2015 году, в рамках исполнения мероприятий по целевой государственной программе «Доступная среда в Самарской области на 2011-2015 годы», было выделено финансирование на общую сумму 6 169,79 тыс. рублей. Выполнялись работы по реконструкции санузлов, входных групп, работы по устройству пандусов и ремонту поручней лестничных маршей. А также выполнялись работы по монтажу специального оборудования (беспроводной системы вызова помощи, светодиодной бегущей строки, тактильных табличек, табличек шрифтом Брайля, тактильных номеров и наклеек).

В 2014 году средства из областного бюджета выделялись средства ГБОУ СОШ № 6, ГБОУ СОШ № 14, ГБОУ СОШ № 29, ГБОУ ООШ № 39 г. Сызрани ГБОУ СОШ № 9 г. Октябрьска, ГБОУ СОШ пос. Варламово, Раменский филиал ГБОУ СОШ пос. Варламово м.р. Сызранский, ГБОУ СОШ с. Шигоны м.р. Шигонский. В данных образовательных организациях проводились работы по устройству пандусов и поручней. Также было приобретено диагностическое оборудование (для первичной и контрольной диагностики) для проведения психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья; мобильные комплекты аудиовизуальных и тактильных средств обучения для организации коррекционно-развивающих занятий для детей; коррекционно-развивающие программные комплексы для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию коррекции речи в образовательных учреждениях.  Общая сумма мероприятий в 2014 году составила 9379,9 тыс. рублей.

В настоящее время формируется новая программа «Доступная среда в Самарской области на 2016-2020 годы», где будут определены приоритетные образовательные организации на 2016 год и последующие годы для выполнения мероприятий по созданию безбарьерной среды для детей с различными образовательными запросами и возможностями здоровья.

С 01.09.2016 г. вводится федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Западным управлением министерства образования и науки Самарской области разработан комплекс мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Кроме того, будет организована работа по реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Дошкольное образование детей является важным этапом в развитии ребёнка, именно в это время происходит его формирование как личности, и в ребёнке закладываются те качества, которые позволят ему в дальнейшем стать успешным человеком в жизни.

Статья 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольное образование как самостоятельную ступень, а пункт 3 статьи 5 закона гарантирует его общедоступность и бесплатность.

Одной из самых актуальных задач является обеспечение доступности дошкольного образования. На решение этой задачи направлены усилия всех уровней власти.

Западным управлением совместно с органами местного самоуправления проводится комплекс мер, направленных на динамичное развитие сети дошкольных образовательных учреждений. Наряду с государственными образовательными учреждениями функционируют ДОУ министерства обороны и негосударственные ДОУ.

В 2015 году на территории Западного образовательного округа функционировали 89 структурных подразделений государственных бюджетных общеобразовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, 1 ведомственный детский сад министерства обороны РФ, 3 частных детских сада, 1 детский сад ФГБДОУ "Детский сад" Волжский утес".

На протяжении последних трех лет наблюдается увеличение количества воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с 975 человек в 2013 году до 1127 человек в 2015 году, а также детей-инвалидов.

 В образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в 2015 году функционировало 506 групп, что на 10 групп больше по сравнению с 2014 годом.

Из общего количества групп функционируют 46 групп  компенсирующей направленности, 3 группы комбинированной направленности, где осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, оказывается коррекционно-развивающая помощь и психолого-медико-педагогическое сопровождение: структурные подразделения, реализующие образовательные программы дошкольного образования «Детский сад № 19» ГБОУ СОШ № 2, «Детский сад № 56» ГБОУ СОШ № 4, «Детский сад № 1» ГБОУ СОШ № 5, «Детский сад № 4» ГБОУ ООШ № 7, «Детский сад № 16» ГБОУ СОШ № 9, «Детский сад № 13» ГБОУ СОШ № 12, «Детский сад № 55» ГБОУ СОШ № 19, «Детский сад № 57» ГБОУ СОШ № 21, «Детский сад № 44» ГБОУ СОШ № 22, «Детский сад № 10», «Детский сад № 40» ГБОУ СОШ № 29, «Детский сад № 3» ГБОУ СОШ № 30, «Детский сад № 22» ГБОУ СОШ № 33, «Детский сад № 64» ГБОУ ООШ № 34, «Детский сад № 8» ГБОУ ООШ № 39, Центр диагностики и консультирования г.о. Сызрань, «Детский сад № 2» ГБОУ ООШ № 2, «Детский сад № 10» ГБОУ СОШ № 11 г.о. Октябрьск.

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, являющихся воспитанниками структурных подразделений общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, Западного образовательного округа, за 3 года

Таким образом, образовательная сеть Западного образовательного округа позволяет предоставлять современное качественное образование детям с различными образовательными запросами и возможностями здоровья, реализовывать основополагающий принцип, закрепленный в п.8 ст.3 нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» – обеспечение права на образование « …в соответствии с потребностями личности: адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека».

Телефон горячей линии 98-52-51.

Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ: http://fgosreestr.ru/.

Нормативные документы

Приказ министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"


Приказ министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

Приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм"

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"


Приказ министерства образования и науки Самарской области от 27 июля 2005 г. № 82-од "Об утверждении положения об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области"

План мероприятий ("дорожная карта") Западного управления по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


СНиП 35-01-2001 (Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения)
Распечатать Переслать

Вернуться назад








ЕГЭ 2016

ГИА 2016


446001, Самарская область, г.Сызрань, ул.Советская, 19
Тел: (8464) 98-68-54, Факс: (8464) 98-69-14
e-mail: west_adm@mail.ru
Яндекс.Метрика
Размер шрифта:      Цветовая схема:      Изображения: